top of page

Высочайшие вершины Уральского горного пояса расположены в центральной части Приполярного Урала. Фотографии большого и среднего формата на цветной и чёрно-белой плёнке.

гора Народная

Гора Народная высотой 1895 метров, вид с горы Мансинёр

Исследовательский хребет и Народоитьинский кряж образуют горную систему Приполярного Урала в составе Уральского горного пояса. От широтного участка русла реки Щугор Исследовательский хребет простирается по меридиану на север до реки Кожим и примыкает к Народоитьинскому кряжу, который простирается на северо-восток от верховьев реки Кожим до истоков рек Хулга и Грубею.

гора Народная, вершина Карпинского

Гора Народная, правее в облаках вершина Карпинского высотой 1803 метра

Наиболее приподнятая (до 1900 метров) часть Уральских гор, с характерными высокогорными формами рельефа, расположена в центральной части Приполярного Урала. Это крутые и отвесные склоны вершин и гребней, обрывы каров, значительные (до 900 метров) относительные привышения, современное оледенение.
На Приполярном Урале известно несколько десятков небольших ледников карового и присклонового типов, также распространены снежники. Современное оледенение находится в стадии деградации. Ледниковые формы рельефа в первую очередь выражены карами и троговыми долинами.
гора Карпинского снято с плато горы Народная

Гора Карпинского, вид с верхнего плато горы Народная

В строении Уральского горно- складчатого  сооружения выделяются тектонические структуры высокого порядка в субширотном и субмеридиальном направлениях. История геологического развития региона отражена в строении разреза двумя структурными этажами: нижний докембрийский (комплекс доуралид) и верхний палеозойский (комплекс уралид). Горная часть Приполярного Урала входит в состав трёх структур (мегазон): Западно - Уральской, Центрально - Уральской, Тагило - Магнитогорской, которые граничат по крупным тектоническим надвигам.

предвершинное плато горы Народная

Предвершинное плато горы Народная и вершина горы Карпинского

Западно - Уральская мегазона сложена осадочными палеозойскими породами (уралиды). Центрально - Уральскую мегазону составляют в основном докембрийские метаморфические и магматические образования, кроме того здесь развиты нижнеордовикские терригенные породы основания уралид. В Тагило - Магнитогорской мегазоне выявлены палеозойские изверженные и вулканогенно-осадочные породы (уралиды). В пределах мегазон выделяются структуры более низкого порядка.

вершина горы Карпинского

Вершина горы Карпинского, вид с горы Народная

Отложения Западной и Центральной мегазон относятся к бывшей окраине Восточно - Европейской платформы, а породы Тагило - Магнитогорской мегазоны - к окраинам Казахстанского континента. В результате столкновения этих блоков в палеозое (поздний девон - ранний карбон) образовалась Уральская горно-складчатая область.

слева гора Янченко, справа гора Народная

На дальнем плане слева - гора Янченко (1741 метр), справа гора Народная (1896 метров), вид с вершины Комсомола

Согласно субмеридиальному расчленению Приполярный Урал входит в состав Щугорского и южной части Лемвинского поперечных опусканий, разделённых Кожимским поперечным поднятием (Ляпинский антиклинорий), в котором представлены породы всех трёх широтных мегазон, но большей частью - Центральной.

пик западного ребра горы Народная, вершина Янченко

На среднем плане - вершина Янченко (1741 метр), на переднем плане пик  западного ребра массива горы Народная

Современный горный рельеф Урала и его Приполярной части образовался в конце палеогена (около 23 млн лет назад), а возможно и в конце миоцена (около 6 млн. лет назад). Таким образом, по геологическим меркам это довольно молодое горное сооружение, которое подрастает на первые десятки миллиметров в год.

исток реки Народа

На линии горизонта левее два пика в форме пирамиды, слева гора Мансинёр (1779 метров), справа вершина Защита (1809 метров), вид с нижнего плато массива горы Народная

Во время герцинско-раннекиммерийской эпох складчатости (для севера Урала 330 - 180 млн. лет назад) высота гор была сопоставима с современными Гималаями. До среднеюрской эпохи они, видимо, были разрушены и до конца палеогена эта местность выглядела как слегка холмистая равнина, возможно периодически затопляемая морем.

вершина Янченко, гора Манарага

На среднем плане слева вершина Янченко высотой 1741 метр, на дальнем плане пики массива Колокольня, справа гора Манарага, вид с горы Народная

На Приполярном Урале самые древние нижнепротерозойские породы фундамента выходят на поверхность в осевой части Ляпинского антиклинория (Кожимское поднятие) в верховьях рек Кожим, Хальмеръю, в среднем течении рек Народа, Хобею, Манья. Это гранатовые, двуслюдяные, биотитовые гнейсы, реже встречаются кристаллические сланцы и амфиболиты.

западное ребро горы Народная

На ближнем плане северный склон западного ребра горы Народная, на среднем плане слева-направо вершины Югра (1587 метров), Карелина (1472 метра) и Янченко (1741 метр)

Верхнепротерозойские (средний рифей) метаморфические породы выделены в Ляпинском антиклинории на восточном склоне Приполярного Урала в бассейнах рек Манья, Маньхобею, Народа, Хальмеръю, также на реке Кожим, Пелингичей и других местах. Это различные кристаллические сланцы, метаморфизированные конгломераты, гравелиты, песчаники; кварциты, реже мрамора, доломиты.

плато Руин, восточный склон горы Народная
По центру на линии горизонта куполообразная вершина с отметкой высоты 1653,5 - расположена в верховьях ручья Мансишор, вид с восточного склона горы Народная
вершина Манарага, гора Победа

Слева скалистый гребень горы Манарага, в центре безымянная вершина высотой 1461,7 метров, справа гора Победа высотой 1581,3 метра, вид с нижнего плато горы Народная

на среднем плане пирамидальная вершина Югра

Верховье реки Народа, на среднем плане правее пирамидальная вершина Югра (1587 метров), вид с нижнего плато массива горы Народная

пики Мансинёр и Защита

На дальнем плане слева гора Мансинёр высотой 1779 метров, в центре пик Защита (1809 метров), справа вершина Комсомола (1729 метров), вид с горы Народная

Предвершинный взлёт горы Мансинёр

Крупные глыбы предвершинного взлёта горы Мансинёр

вершина Янченко слева, справа гора Народная

Сверху слева вершина Янченко (1741 метр), справа гора Народная (1896 метров), вид с горы Мансинёр

в облаках пик горы Янченко

На среднем плане вершина Янченко (1741 метр), вид с горы Народная (1896 метров)

вершины Дидковского, Югра, Янченко в порядке удаления

В порядке удаления вершины Дидковского (1673 метра), Югра (1587 метров),   Янченко (1741 метр), вид с горы Мансинёр

вершина Блюхера
Вершина Блюхера высотой 1680 метров, вид с плато Манси
верховья реки Косью, гора Манарага

Справа гребень горы Манарага (1663 метра), левее вершина горы Колокольня Чернова о.в. 1621, вид с горы Блюхера

пик горы Защита

Пик горы Защита высотой 1809 метров, вид с горы Мансинёр

северо-восточное ребро горы Защита
Северо-восточное ребро и вершина горы Защита (1809 метров), вид с  горы Блюхера
трапециевидная вершина Блюхера, пирамидальная вершина Мансинёр

Над седловиной башня вершины Мансинёр (1779 метров), левее трапециевидная  вершина Блюхера (1680 метров), вид с горы Защита

озеро отметки 1229,8 в подножии горы Мансинёр

Справа безымянная вершина высотой 1653,5 метра в верховьях ручья Мансишор, внизу озеро с отметкой уреза воды 1229,8 в подножии горы Мансинёр

пирамида вершины Защита, пик и купол горы Комсомола

На дальнем плане слева вершина Защита (1809 метров), справа вершина    (1729 метров) и предвершина горы Комсомола, вид с горы Мансинёр

исток реки Косью, гора Манарага

Справа гора Манарага, на переднем плане истоки реки Косью, вид с горы Мансинёр

пирамида горы Защита

Северная стена горы Защита

над седловиной вершина Маесинёр

Слева гора Блюхера, правее вершина горы Мансинёр

башни вершин Дидковского (слева) и Мансинёр

Скальные вершины в форме башен - правее Мансинёр (1779 метров), левее Дидковского (1673 метра), вид с горы Блюхера

пирамидальный пик вершины Защита

Вершина горы Защита в форме пирамиды, вид с северо-западного ребра

река Ломесьвож, вершины массива Колокольня

В правом верхнем углу гребень горы  Манарага, левее вершины массива Колокольня, вид с верховьев правого притока реки Ломесьвож

пик вершины Защита, купол вершины Хобе

Слева пирамидальная форма вершины горы Защита (1809 метров), в центре пологая вершина Хобе (1745 метров), справа вершина отметки 1653,5 в истоках ручья Мансишор.

верховья реки Ломесьвож, w-образная гора Комсомола

Верховья реки Ломесьвож, гора Комсомола высотой1729 метров (главная вершина слева), вид с западной окраины плато Оленеводов

Колокольня Высоцкого, правее гора Манарага

Справа гребень горы Манарага, левее вершина Колокольня Чернова (Северная) высотой 1621 метр, вид с западного склона горы Защита

истоки реки Ломесьвож

В правом углу гора Комсомола (1729 метров), в левом - вершина Свердлова (Ремезова) высотой 1711 метров (обе закрыты облаками), вид с западного склона горы Защита

плато Оленеводов, гора Комсомола

Северо-восточная стена и северное ребро горы Комсомола, вид со стороны плато Оленеводов

слева направо вершины Урал, Маслённикова, Колокольня Южная, Центральная, Высоцкого

Слева направо вершины: Урал (1542 метра) и Маслённикова (1584 метра),  Колокольня Южная (1646 метров), Колокольня (1640 метров), Колокольня Высоцкого (1628 метров), вид с верховьев реки Ломесьвож

озеро в подножии горы Комсомола

Слева вершина Комсомола высотой 1729 метров, отделена от западной предвершины (справа) перемычкой с "жандармом", вид со стороны второго озера в верховьях ручья Ломесьвож

исток ручья Моренный, вершины северо-восточнее горы Манарага

Слева вверху гора Манарага, вид с горы Комсомола, у подножия истоки ручья Моренный

вершина Свердлова

Вершина Свердлова высотой 1711 метров, немного правее и ниже вершина Регули высотой 1640 метров, вид с горы Комсомола

озеро отметки 1048,3 в истоках реки Ломесьвож, гребень восточнее вершины Граничная

Вершина Граничная (третий пик справа), в подножии озеро с отметкой уреза воды 1048,3 в истоках реки Ломесьвож

северное ребро вершины Свердлова

Вершина Свердлова (в центре) и отходящее северное ребро, на дальнем плане справа купол вершины Диоритовая (1666,3 метра), вид с вершины отметки 1608

исток реки Хобею
Слева в пилаобразном гребне вершина отметки 1650, правее башня вершины Свердлова (1711 метров), ниже каровые озёра в верховьях реки Хобею, вид с юго-восточной окраины плато Оленеводов
слева направо вершины Граничная, Конгломератная, Диоритовая

Слева вершина Граничная и отходящее к северо-западу ребро с жандармами, справа на дальнем плане вершины Конгломератная (1571 метр) и Диоритовая (1666,3 метра), вид с горы Комсомола

вершина Свердлова, справа вершина Алешкова

В центре вершина Свердлова, в правом верхнем углу вершина Алешкова высотой 1686 метров, вид со стороны вершины Граничная

вершина Граничная, слева гора Комсомола

Слева гора Комсомола (1729 метров), в центре вершина Граничная (1671 метр), вид с горы Конгломератная

Вершина Граничная, пики северо-западного гребня
В центре вершина Граничная, в правом верхнем углу вершина Свердлова, вид с плато Парнук
слева Северная вершина хребта Неприступный

Слева Северная вершина хребта Неприступный высотой 1664 метра, вид с плато Парнук

пирамида вершины Граничная, справа вершина Свердлова

Вершина Граничная (наивысший пик), в правом верхнем углу вершина Свердлова, вид с плато Парнук

озеро отметки 1082 в истоках  реки Маньхобею, южный склон горы Свердлова

Вершина Свердлова (в центре в форме зуба), вид со стороны озера о.в. 1082 в верховьях реки Маньхобею (правый приток)

Слева вершина Свердлова, справа вершина отметки 1650
Слева вершина Свердлова (1711 метров), справа башня высотой 1650 метров, вид со стороны озера отметки 1094 в верховьях реки Маньхобею (левый приток)
гора Манарага

Гора Манарага высотой 1663,5 метра, вид с горы Блюхера

пилаобразный гребень горы Манарага

Абсолютная высота горы Манарага (около 1663 метров) определена по второй справа башне (северо-восточная часть гребня), вид с долины реки Манарага

гора Манарага и одноимённая река

Пилаобразный гребень горы Манарага и русло одноимённой реки

вершины северо-восточнее горы Манарага и одноимённая река

Долина реки Манарага, слева безымянная вершина высотой 1461,8 метра, расположена в четырёх километрах северо-восточнее горы Манарага, справа вершина высотой 1581,3 метра

в гребне на среднем плане вершина Медвежья Лапа, устье реки Манарага

Долина реки Манарага и Косью, на среднем плане юго-западное ребро горы Манарага с вершиной Медвежья Лапа высотой 831 метр, выше пики массива Колокольня

вершины горной группы Колокольня, устье рек Ломесьвож, Манарага

Слияние рек Ломесьвож, Косью, Манарага, на дальнем плане пики Маслённикова, Колокольня Южная, Колокольня Центральная, Колокольня Высоцкого

вид на гору Манарага с юго-запада

Юго-западный склон горы Манарага, вид с реки Косью ниже левого притока Профиль Манараги (Левый Вож)

Гора Колокольня Высоцкого

Вершина Колокольня Высоцкого высотой 1628 метров, левее пик Колокольня Южная отметки 1646

Колокольня Высоцкого левее, справа вершина отметки 1433

На среднем плане слева пик Колокольня Высоцкого, справа вершина отметки 1433

гора Манарага с северо-запада

Башни пилообразного гребня горы Манарага, вид с северо-запада

гора Манарага справа, левее вершина отметки 1445,2
Слева вершина высотой 1445,2 метра, справа северо-западный склон горы Манарага (1663,5 метра), вид с левого берега реки Косью
Справа гора Колокольня Чернова (Северная), долины рек Косью и Левый Вожкосью

Справа гора Колокольня Северная (Чернова) высотой 1621 метр, на среднем плане долины рек Косью и Левый Вожкосью, вид с горы Маяк высотой 804,3 метра

На дальнем плане хребет Малдыиз и одноимённая вершина отметки 1095,8

На дальнем плане хребет Малдыиз и одноимённая вершина высотой 1095,8 метра в центре, вид с хребта Западные Саледы

На дальнем плане северо-восточная часть хребта Западные Саледы

На дальнем плане северо-восточная часть хребта Западные Саледы с вершиной отметки 1148,2 (правее), на среднем плане долина реки Дурная, вид с хребта Малдыиз

хребет Обеиз

На дальнем плане хребет Обеиз с наивысшей точкой 689,3 метра, вид с хребта Малдыиз

гора Санаиз слева, справа гора Колокол

Слева гора Санаиз (1423 метров н.у.м.) правее гора Колокол (1407 метров н.у.м.), вид с реки Кожим выше правого притока Водэшор

Заголовок 1

Восточный склон горы Народная (слева) и Карпинского

На дальнем плане слева юго-восточный склон горы Народная, справа массив горы Карпинского, вид с горы Гранитная высотой 1233,5 метров

Народоитьинский кряж, вершина Селэмшор

На дальнем плане в центре вершина Селэмшор высотой 1528,9 метров, вид со стороны горы Каталамби

вершины Санаиз и Колокол на северо-восточной окраине хребта Россомаха в

Вершины Санаиз и Колокол расположены в северо-восточной части хребта Росомаха, вид с места слияния рек Болбанъю и Кожим

вершины Колокольня Южная, Колокольня Центральная, Колокольня Высоцкого слева направо

Река Косью выше левого притока Профиль Манараги, на дальнем плане вершины Колокольня Южная, Колокольня Центральная, Колокольня Высоцкого

в центре пирамида вершины Югра, справа гора Янченко

В центре кадра вершина Югра, правее выше вершина Янченко, вид с нижнего плато массива горы Народная

гора Комсомола

Двухвершинная гора Комсомола с жандармом на перемычке, в подножии озеро отметки уреза воды 1010

башня вершины Манарага

Вершина горы Манарага высотой 1663,5 метров, слева в кадре фрагмент геодезического знака на северо-восточной предвершине

Хребет Малдыиз и одноимённая вершина отметки 1096

Хребет Малдыиз и одноимённая вершина высотой 1096, снято с хребта Западные Саледы

Вершина хребта Лапапай Медвежий отметки 1394,3

Пороги на реке Вангыр выше левого притока Мраморный, вершина Медвежий высотой 1394,3 метра

гора Колокольня Чернова (Северная), вид с горы Манарага

Долина реки Косью, гора Колокольня Чернова (Северная) высотной отметки 1621, вид с горы Манарага

безымянные вершины хребта Лапапай

Долина реки Вангыр, в облаках безымянные вершины хребта Лапапай, снято со склона горы Сундук

вершины главного водораздела, долина реки Манарага

Долина реки Манарага, на дальнем плане вершины Исследовательского хребта слева направо: Карпинского, Народная, Янченко, Карелина, Югра, Дидковского, Мансинёр, вид с горы Манарага

Колокольня Чернова в горной группе Колокольня

Долина реки Левый Вожкосью, гора Колокольня Чернова высотой 1621 метр в массиве Колокольня, снято с горы Маяк